Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья

Современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних. Стало нормой такое социальное явление, как неоднократная смена профессии человеком на протяжении всего периода жизни. Полученное образование не гарантирует дальнейшее трудоустройство, успешную профессиональную самореализацию, карьеру. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки подростков к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда.

Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
1) состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
2) знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
3) информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.

Формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:
1) профессионально – ориентационные беседы;
2) экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
3) встречи со специалистами;
4) участие в «днях открытых дверей»;
5) участие в конкурсах.

Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией. Познание своих способностей, адекватная самооценка возможностей придает профессиональному самоопределению более осознанный и целенаправленный характер.

Поэтому особое внимание должно уделяться:
1) комплексной диагностической оценке возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;
2) развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
3) формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей детей можно выделить следующие этапы профориентационной работы:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Первичная психологическая диагностика позволяет определить так называемые «стартовые возможности» ребенка: его интеллектуальное развитие, самооценку, уровень притязаний, и пр.

Чтобы помочь детям и подросткам осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным самоопределением, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «В детстве я хотел быть…», «Сочинение о профессии», «Лучший мотив», «Человек – профессия», «Угадай профессию», которые выявляют степень самосознания и самооценки, психолого-педагогические проблемы профессионального выбора, идеальные и реальные представления о профессии, о своих личностных качествах, необходимых для неё.

Профессиональная мотивация старших ребят нередко обусловлена ситуативными обстоятельствами и внешними признаками, что проявляется в выборе профессии по принципу её престижности среди сверстников, высокой зарплаты и комфортности выполнения, подразумевающие хорошие условия труда. Среди перечисляемых профессий наиболее часто встречаются следующие: «компьютерщик», «программист», «управленец», «специалист МЧС» и т.п. Профессии рабочей сетки практически не отмечаются как по причине малой осведомлённости детей в этой области, так и по причине их непрестижности и тяжелых условий труда. В целях заполнения такого пробела необходимо организовывать встречи с представителями предприятий, где можно познакомиться с рабочими профессиями, условиями труда, а также с правилами трудовой и корпоративной дисциплины.

На занятиях в форме бесед, тренингов, просмотра и обсуждения фильмов подростки получают знания о современном рынке труда, его потребностях в кадрах, о слагаемых профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений, возможностях и путях приобретения профессионального образования.

Психологическая готовность подростков к выбору профессии осуществляется в процессе консультации: ранняя детская консультация (перспективная), профконсультации и профориентация учащихся 2 ступени обучения (10-14 лет) с целью расширения кругозора, профконсультации в школе, консультация школьников старших классов (9-11 кл.), содействие выбору, помощь абитуриенту.

В комплекс профориентациионных мероприятий для выпускников входят также экскурсии в учебные заведения, участие в ярмарках рабочих мест. Немаловажное значение оказывает сотрудничество с Центром занятости населения (ЦЗН) города. В течение года, совместно с ЦЗН г. Таганрога проводятся консультации по содействию и уточнению выбора профессии, помощи абитуриенту. Специалисты ЦЗН тестируют детей, выявляя наклонности каждого с выдачей ему рекомендаций по определению вида будущей профессии, а также помогают получить информацию о востребованных профессиях в области и городе в настоящий момент и в перспективе. Деятельность социального педагога в этот период направлена на развитие у подростков понимания реальности выбора, обеспечивающего им трудовую занятость по окончании колледжа, ВУЗа. Проявить свои способности и профессиональные склонности дети могут, принимая участие в конкурсах профессиональной направленности.

Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ очень велик. Эти особенности осложняют профориентационную работу. Сложности возникают как на этапе подбора методов диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки. При организации и проведении профориентационной работы необходимо учитывать, что младшие подростки с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям. Младшие подростки стремятся подражать сверстникам– быть как все, а старшие – выделиться, отличаться от товарищей.

Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:
1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.

Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

В профессиональной ориентации детей с ОВЗ необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладать должны индивидуальные формы работы. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

В работе с подростками с ОВЗ нужно придерживаться определенных принципов:
1) умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
2) терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;
3) безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;
4) готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).

Необходимо учитывать, что подростки с ОВЗ очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.

В процессе профориентации важным моментом является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
1) из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
2) ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
3) составление профессиональных планов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.

При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:
1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;
2) отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;
3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;
4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.

Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения профессии.

Показателем успешности работы будет сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности позволяющего быть конструктивными в основных сферах деятельности личности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.

Источник: infourok.ru

Контакты
ООО “ПРОФЯКТ”, 2024